ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Дневник старца Никодима
  - Аскетическая письменность (2)
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Духовные песни
  - Аскетическая лира (4)
· Монастырская хроника (обновлено)
  - Паломничество по монастырям Украины
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала
· Архив (обновлено)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Приходит начало конца (новое)

Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки



   №5 (168) Январь, 2003

ДНЕВНИКЪ ОПЫТОВЪ И МЫСЛЕЙ ОТЪ МОЛИТВЫ ТРУДОВОЙ-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
Cхимонахъ Никодимъ Карульскiй


  
     
На иллюстрации: Cтарец Никодимъ Карульскiй

     
   Предисловiе къ публикацiи

Монашескiе молитвенные дневники являются ценнымъ руководствомъ для техъ, кто хочетъ познакомиться съ искусствомъ изъ искусствъ - деланiемъ молитвы Iисусовой. Судьба монашескихъ дневниковъ складывается неодинаково. Часто они пропадаютъ такъ и не ставъ достоянiемъ православныхъ читателей. По милости Божiей этого не случилось съ публикуемымъ нами молитвеннымъ дневникомъ старца Никодима Карульскаго. Несколько летъ этотъ дневникъ хранился въ отделе рукописей семинарской библiотеки и про него какъ бы даже забыли. Но вотъ недавно дневникъ вновь попался на глаза, и возникъ вопросъ: почему эту душеполезную рукопись до сихъ поръ не опубликовали? Проверили каталогъ нашихъ изданiй; и, действительно, убедились, что дневникъ никогда не былъ опубликованъ. Мюнхенское монашеское братство издало въ 1990 г. книгу "Непрестанно молитесь" (впоследствiи переизданную въ Россiи), где напечатана беседа Архiепископа Марка со старцемъ Никодимомъ и молитвенный дневникъ старца Феодосiя, но дневника старца Никодима тамъ нетъ. Итакъ, мы рады предложить вниманiю читателя рукопись старца Никодима, озаглавленную имъ "Дневникъ опытовъ и мыслей отъ молитвы трудовой-художественной". Но прежде скажемъ несколько словъ о самомъ старце Никодиме.

Старецъ Никодимъ не имелъ священнаго сана, онъ былъ простo схи-иподiакономъ. Родомъ онъ былъ изъ простого народа и не имелъ высокаго образованiя. Но несмотря на все это, сила его духа была такова, что къ нему на Святую гору, ради духовнаго окормленiя прiезжали православные христiане со всего мiра. Его школой былъ святоименный Афонъ. Туда онъ пришелъ изъ Россiи еще юношей и тамъ оставался до блаженной кончины. Первоначально онъ поселился въ скиту Фиваида, а потомъ по благословенiю старца Силуана перешелъ на Карулю, где подвизались пустынножители. Тамъ о. Никодимъ поступилъ въ послушанiе къ известному русскому богослову-академику старцу Феодосiю, прославившемуся какъ защитникъ православнаго ученiя о молитве Iисусовой, во время смуты "имябожниковъ".

Всю жизнь свою подвизаясь на поприще непрестанной молитвы, старецъ Никодимъ, значительно преуспелъ въ этомъ деланiи. Но онъ никогда не гордился этимъ и не выказывалъ передъ другими свою молитвенность. Особенно сiе видно изъ публикуемаго ниже, его молитвеннаго дневника, читая который можно подумать, что онъ написанъ новоначальнымъ послушникомъ, ибо старецъ говоритъ преимущественно о своихъ недостаткахъ и по смиренiю умалчиваетъ о своихъ достиженiяхъ. А ведь старецъ Никодимъ къ моменту начала веденiя дневника уже имелъ большой молитвенный опытъ, т.к. непрестанной молитвой онъ началъ заниматься еще до прихода на Афонъ.

Когда скончался старецъ Феодосiй, духовникъ и сотаинникъ отца Никодима, то владыка Леонтiй Чилiйскiй поставилъ схимонаха Никодима во иподiакона, дабы тотъ могъ самъ прiобщаться запасными дарами не покидая своего пустынническаго убежища на Каруле.

Отецъ Никодимъ былъ духовно близокъ съ братiей русскаго Ильинскаго скита на Афоне, основаннаго старцемъ Паисiемъ Величковскимъ. Отецъ Никодимъ принималъ участiе въ местномъ прославленiи преподобнаго Паисiя Величковскаго, состоявшемся въ Ильинскомъ скиту въ 1982 г.

Скончался старецъ Никодимъ въ 1984 г. имея почти 100 летъ отъ роду.
Инок Всеволод

1. Подъ старческимъ окормленiемъ

Съ сего 15 сентября 1937 г. по благословенiю старца (Феодосiя Карульскаго - и. В.) я начинаю вести свой дневникъ, записывать свои мысли и опыты изъ духовной своей жизни въ намеренiи не упустительнаго самоиспытанiя и для лучшаго откровенiя старцу всего, что будетъ случаться въ прохожденiи святого послушанiя и молитвы.

Прожилъ подъ старцемъ вотъ уже 11 летъ, а послушанiя настоящаго - внутренняго - еще не стяжалъ, да и во внешнемъ-то не совсемъ исправенъ: очень горделивъ и ленивъ, а потому и молюсь плохо. Хотя и нравится мне Iисусова молитва и я уже давно молюсь ею, навыкъ и къ художественному способу, по "Добротолюбiю" и по "Откровеннымъ разсказамъ странника...", но суета, къ которой я пристрастился помимо прямого послушанiя, къ тому же и укоренившiяся страсти мои - чревоугодiе и леность съ саможаленiемъ, не даютъ мне вполне испытать образъ умно-сердечной молитвы съ художественными прiемами, который, по некотрымъ моимъ действiямъ, заметилъ я, очень полезенъ для собранiя ума моего и приведенiя себя въ чувство. Когда же удается более-менее успокоиться и собраться въ себя, отринувъ всякую суету, тогда становится легко молиться, и обычныя страсти: леность, сонъ не такъ сильно одолеваютъ.

Еще раньше 24 апреля 1937 г. я открылъ старцу свое смущенiе и боязнь, вызванныя темъ, что я прочиталъ у еп. Феофана въ "Письмахъ о духовной жизни" (стр. 257) по поводу графа Сперанскаго предостереженiе занимающимся умной молитвой и тоже у св. Григорiя Синаита и Каллиста Игнатiя Ксанфопулловъ, что "безъ наставника руководителя самому въ умно-сердечной молитве успеть невозможно, но легко уклониться въ заблужденiе и погибнуть, вместо пшеницы, увы, собрать плевелы". О чемъ я съ верою и спросилъ старца. На что онъ ответилъ: "Это было сказано применительно къ темъ временамъ, когда кругомъ были наставники такого деланiя, а въ наше время более подходяще правило Никифора уединенника, ибо по нужде и закона премененiе бываетъ". Въ тотъ же вечеръ старецъ повторилъ: "Чтобы заниматься умнымъ деланiемъ, надо удерживать умъ отъ воображенiя и разсужденiй, сердце держать въ покаянiи и сокрушенiи, а волю удерживать отъ самонадеяннаго напряженiя силъ".

Просилъ я еще старца, чтобы онъ по поводу этого моего смущенiя написалъ мне еще отъ своей руки наставленiе, для всегдашней памяти мне и по смерти его. И далъ ему прочитать то, что съ его словъ было написано мною въ дневнике. Онъ кивнулъ въ знакъ согласiя и написалъ сiе: ""Вся къ благоугожденiю Твоему и мудрствующа и деюща"" (молитва предъ Евангелiемъ на литургiи).

(Далее следуетъ текстъ, который написалъ о. Никодимъ въ дневнике, а старецъ Феодосiй прочиталъ написанное, одобрилъ и подписалъ - и. В.)

21 iюня 1934 г. я прочиталъ старцу смущающiя меня слова св. Григорiя Синаита въ 5-мъ томе Добротолюбiя на стр. 231 о прелести отъ умной молитвы и слова еп. Феофана въ письмахъ къ разнымъ лицамъ (стр. 215), тоже о прелести отъ образа действiя умной молитвы.

На первое онъ сказалъ: "надо такъ понимать, что послушливость, смиренiе - необходимейшее приготовительное условiе для умнаго деланiя молитвеннаго. Послушанiе же разумеется не отъ внешняго чина послушнической жизни, а отъ внутренняго духовнаго состоянiя послушника. Можно находиться и въ чину послушника, но не быть послушнымъ, равно можетъ не находящiйся въ чине послушнической жизни быть послушливымъ, хотя очень редко".

На второе, т.е. сужденiе еп. Феофана, что творенiе молитвы умной по "Добротолюбiю" безъ наставника-руководителя приводитъ къ прелести, старецъ указалъ примеръ Никифора уединенника, что по нужде, когда нетъ наставника-руководителя, можно употреблять предложенный имъ способъ умно-сердечной молитвы при помощи Божiей.

Я спросилъ старца: "какъ мне теперь и после смерти Вашей заниматься умной молитвой?" Онъ ответилъ: "занимайся умной молитвой въ покаянномъ духе, не ищи сладостей сердечныхъ и виденiй умныхъ - по воображенiю, - кроме случаевъ явной милости Божiей къ грешнику, подобно мытарю. Какимъ уже способомъ по отеческому писанiю навыкъ творить умную молитву, съ такимъ и оставайся, только не привязывайся къ нему, не давай ему, самому по себе, никакой особой цены, а считай его простымъ способомъ-орудiемъ твоимъ для собранiя ума своего и приведенiя въ чувство сердца своего. И благодатной силы къ тому ожидай отъ Бога, дающаго молитву молящемуся".

(Подъ симъ подпись - и. В.) Недостойный iеросхимонахъ Феодосiй.

Потомъ, вскоре после этого старецъ написалъ мне еще "Старческiй заветъ и благословенiе". Вотъ онъ:

Старческiй заветъ и благословенiе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

И въ честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

1. Господь да проститъ тя, чадо, за все твои грехи прошедшiе, настоящiе и будущiе, въ коихъ будешь каяться духовнику после меня.

2. На семъ основанiи веры и смиренiя твоего строй, съ упованiемъ на Бога, домъ добродетелей разумнымъ послушанiемъ духовнику, съ соблюденiемъ моихъ старческихъ заповедей и посильнымъ безмолвiемъ съ непрестанною молитвою ко Господу Спасителю: "Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя".

3. И покрой свой духовный домъ венцомъ добродетели - любовью къ Богу и ближнему, и да преселишься съ нимъ въ духовныя небесныя обители. Аминь.

Недостойный Iеросхимонахъ Феодосiй,
твой убогiй старецъ,
просящiй св. молитвъ за себя
и своихъ родныхъ.


Получивъ отъ старца для себя такое благодеянiе: заниматься художественной молитвой съ духовнымъ завещанiемъ, я зело возрадовался и не зналъ, какъ благодарить его. А уже въ болезни предъ кончиной своей онъ еще добавилъ: "Ну, теперь ты своимъ послушанiемъ заслужилъ себе безмолвiе внешнее, а о внутреннемъ позаботься самъ, стяжать усерднымъ покаянiемъ, после моей кончины; въ пропитанiи и во всемъ необходимомъ Богъ тебя не оставитъ".

Cтарецъ назначилъ мне пока на молитву съ художественными прiемами употреблять 2 часа въ сутки: одинъ часъ вечеромъ, передъ сномъ, а другой во время утренняго правила. Въ полночь по пробужденiи отъ сна я пошелъ въ церковь на правило и испытать благословенную свою молитву. И чтобы трезвеннее заниматься художественой молитвой, я сначала одинъ часъ употребилъ на келейный канонъ съ поклонами съ намеренiемъ, чтобы сокрушиться и поплакать. И такъ отрезвившись, другой часъ проводилъ въ умно-сердечной молитве. Такъ затемъ и въ последующiе дни. При томъ, если чувствовалъ себя совершенно истрезвившимся отъ сна, то садился на стульце, а если не совершенно прошелъ сонъ, то становился на стоятельную молитву, и успокаивался, т.е. прекращалъ въ себе всякое движенiе телесное во все время стоянiя, чтобъ не давать нервамъ тревожить сердце и не мешать уму углубляться, а вниманiю следить за произношенiемъ словъ умомъ въ сердце. Приводилъ также себе на память, какъ можно живее, вообще всю свою греховность, а также смерть, страшный судъ и вечныя мученiя во аде. Оживлялъ въ своемъ сознанiи Божiе присутствiе, Его неизреченное человеколюбiе и милосердiе и этимъ возбуждалъ въ себе страхъ Божiй и благоговенiе.

Затемъ съ верою, уповая на помощь Божiю и на молитвы старца, началъ сводить умъ изъ головы въ сердце такимъ образомъ: вдыхая ноздрями въ себя воздухъ, вместе съ нимъ и умъ опускалъ въ сердце, въ то же время умомъ произносилъ и слова молитвы Iисусовой, которыя сами совпадали подъ тактъ удара сердца, а вниманiемъ следилъ, какъ умъ вмещается въ слова молитвы. Иначе сказать: какъ умъ слышитъ каждое слово произносимое въ сердце, и какъ бы зрелъ умомъ въ произносимыхъ именахъ присутствiе Невидимаго Живого Бога.

Выдыхая изъ себя воздухъ, произношу "помилуй мя", также съ заключенiемъ ума въ слова молитвы. По совету Каллиста и Игнатiя, когда вдыхаю въ себя воздухъ, смотрю на Господа, а когда выдыхаю, - на свою греховность. Такъ производится произношенiе одной молитвы Iисусовой: пять словъ съ пятью сердечными ударами и однимъ двойственнымъ дыханiемъ (т.е. вдохъ - выдохъ). Сердцемъ же въ то время стараюсь сокрушаться, умильно и просительно припадая къ призываемому Господу Iисусу Христу Спасителю моему. Умоляя Его благость простить мои безчисленные грехи и избавить отъ враговъ сильныхъ и лютыхъ, въ сей жизни и въ будущей.

Таковъ образъ моей умно-сердечной молитвы. Въ ней, при помощи Божiей, полагаю и трудиться во всю остальную мою жизнь, въ ней до конца преуспевать, съ нею невоздержанно пройти воздушныя мытарства и перейти въ блаженную вечность.

Но увы мне, одержимому леностью и саможаленiемъ. Сiя-то молитва у меня остается пока только въ намеренiи. Редко когда удается помолиться какъ хочется, а то сплошь да рядомъ - хладность духа, сухость, нечувствiе сердца и разсеяннiе ума. Сердце, какъ стена каменная, попробуешь пробить его - и не вдругъ-то оно поддается, а потрудиться подольше охоты нетъ. А время идетъ и совесть не перестаетъ напоминать... Буди, Господи, милость Твоя на мне, да не погибну до конца. Пресвятая Богородица, спаси мя, грешнаго и немощного. И вы, дорогой мой батюшка, помолитесь обо мне, чтобы далъ мне Богъ усердiе положить начало доброму своему исправленiю, и благословите меня.

Когда я прочиталъ сiе старцу, то онъ благословилъ меня и сказавъ: "Такъ и всегда занимайся. Богъ благословитъ".

Для возбужденiя ревности къ умно-сердечной молитве, старецъ прочиталъ мне свою выписку изъ житiя преп. Феофила Мvроточиваго, изъ Афонскаго патерика. "Исключительнымъ же подвигомъ преп. Феофила было, такъ называемое святыми отцами, умное деланiе или храненiе ума непрестанною молитвою Iисусовою, то есть "Господи Iисусе Христе, Сыне Божiй, помилуй мя". По слову святого Каллиста, есть два рода иноческаго деланiя: одно - для укрощенiя страстей и состоитъ въ посте, бденiи, коленопреклоненiи и прочихъ подвигахъ внешнихъ, а другое - для очищенiя ума и сердца отъ нечистыхъ мыслей, что совершается строгимъ вниманiемъ, съ непрестанною молитвою сердечною къ Господу Iисусу Христу, творимою въ тайне и съ болезненнымъ чувствомъ и страдательнымъ воплемъ души, какъ учатъ божественные отцы. Умнымъ симъ деланiемъ и святою молитвою, плачемъ и слезами, рождающимися отъ сей молитвы, онъ очистилъ сердце свое отъ страстей и нечистыхъ помысловъ и, низложивши демоновъ вконецъ, сделался чистымъ избраннымъ жилищемъ Святого Духа. И такъ какъ, по словамъ святого Дiонисiя Ареопагита, божественная любовь не видитъ и не знаетъ ничего, кроме своего предмета, - преподобный Феофилъ, пламенея любовiю къ Богу, ни о чемъ иномъ не думалъ, кроме Iисуса: Iисусъ былъ дыханiемъ его, Iисусъ былъ жизнiю его, Iисусъ былъ всегда въ сердце его. Феофилъ, подобно святому Павлу апостолу, не жилъ более, но Христосъ жилъ въ немъ, а потому, подобно святому Павлу, удостоился онъ божественныхъ даровъ Святого Духа: предвиделъ будущее, зналъ тайны сердечныя и помышленiя человеческiя, "достигъ въ мужа совершенна и въ меру возраста исполненiя Христова", какъ говоритъ святый Апостолъ (Ефес. 4, 24). Наконецъ, будучи исполненъ дней, святый предузналъ смерть свою и началъ готовиться къ исходу въ вечность... Преподобный Феофилъ распростерся на одре; "Господи Iисусе Христе! прими духъ мой" - произнесъ онъ, и почилъ сномъ преподобнической смерти, въ лето отъ Рождества Христова 1548-е, iюля 8, въ воскресный день, прежде восхожденiя солнца... Да подражаемъ и мы преподобному въ нестяжательности, кротости и смиренiи, чистоте, безмолвiи и любви къ Богу и ближнему, дабы и намъ наследовать съ нимъ Царствiе Небесное во Христе Iисусе Господе нашемъ. Ему слава и держава со Отцемъ и Святымъ Духомъ во веки. Аминь".

16 сентября. Вечеромъ передъ сномъ, молился по обычаю одинъ часъ умно-сердечной художественной молитвой. Умъ съ трудомъ заключалъ въ слова молитвы, онъ неудержимо рвался въ разсеянность, ежеминутно оказывался въ какомъ-либо дневномъ воспоминанiи. Также и дыханiе при художественной молитве: оно вырывалось изъ груди, какъ изъ заключенiя, хотя не такъ часто, но при вдыханiи и выдыханiи воздуха производило сопенiе, что мешало сосредоточенiю и вниманiю; теплота натуральная все время продолжалась. И такъ безъ плода кончилъ я свой урокъ и пошелъ спать.

На утреню въ 6-й часъ ночи (по церковному времени - и. В.), въ полночь, будто по зову старца проснулся, началъ исполнять канонъ келейный, съ принужденiемъ себя къ плачу, и все время боролся съ разсеянiемъ помысловъ и ожесточенiемъ сердца. И только при конце немножко умилился. Другой часъ на умно-сердечной молитве былъ более собранъ, чемъ вчера. На часахъ понуждалъ себя на плачъ и въ конце немного всплакнулъ. На вечерне молился съ художествомъ, усердно и собранно, испытывалъ теплоту естественную отъ сердца и по вему телу и потъ.

17 сентября. Вечеромъ, передъ сномъ, молился умно-художественно, безъ особыхъ признаковъ. На утрени вначале располагался ко сну и неге, но скоро опомнившись, началъ понуждать себя на плачъ и съ Божiей помощью ободрился телесно, но сердце такъ сильно закуталось въ неге - никакъ не поддается, чтобы разшевелить его и привести въ чувство. Много и съ большимъ усердiемъ трудился и едва, и едва-едва добился несколькихъ капель слезъ, а совершенно пробудить чувство такъ и не удалось. Наконецъ, измучился, тело устало. Наверно, и сердце, утомившись отъ этого стало делать неправильныя бiенiя, съ перебоями. На другой часъ умно-сердечной молитвы селъ уже на стульце. Перебои мешали заниматься умной молитвой, изъ-за этого я немного смутился. Не послушавъ помысла, я сталъ понуждать себя какъ обычно съ дыханiемъ произносить слова, по привычному такту прежняго бiенiя пульса въ ожиданiи исправленiя сердца. Не заметилъ какъ часы пробили "8", просиделъ полъ часа лишняго, пошелъ спать съ больнымъ сердцемъ.

На часахъ, сразу почувствовалъ склонность къ внимательной молитве, и скоро отъ сокрушенiя родилось умиленiе и слезы. Остальное время молился безъ художества, въ сердце продолжались перебои...

Заболелъ старецъ и я все время былъ занятъ съ нимъ и дневникъ писать некогда было, и такъ до смерти его 2 октября 1937 г. Такъ и после смерти старца, какъ некому было показывать свой дневникъ, то я и прекратилъ писать его.

Болезнь старца началась съ простуды. Въ своей безмолвной калибке онъ сокращалъ житiя святыхъ, ежедневно, по два часа въ сутки. Комнатка-то его маленькая и потолокъ въ ней низкiй, после полудня воздухъ въ ней нагревается и старцу становилось душно. Чтобы избегнуть этой духоты старецъ открывалъ два окна, одно противъ другого, делалъ сквознякъ и на этомъ сквозняке просиживалъ по два часа, отъ этого и простудился. Простуда перешла внутрь и открылась болезнь въ желудке, а затемъ перешла въ грудь - подъ ложечку. Такая мучительная усилилась болезнь, особенно последнiе три дня, такъ что не давала ему и десяти минутъ находится въ одномъ положенiи, т.е. не пролежитъ и десяти минутъ - велитъ посадить, посидитъ немножко - заставляетъ положить; итакъ попеременно, круглыя сутки непрестанно: то посади, то положи. По временамъ еще одолевала икота. И предъ кончиной старецъ за часъ до смерти, по прочтенiи мною молитвъ ко причащенiю, представилъ уста свои ко мне и шопотомъ сказалъ: "Лобызаемся" - и мы поцеловались, въ знакъ прощенiя, и благословляя меня сказалъ: "Господь да благословитъ тебя, чадо, и укрепитъ и сохранитъ, и въ крайней нужде поможетъ". И кивкомъ головы далъ мне знакъ поторопить духовника (совершавшаго литургiю) поскорей придти, чтобъ не опоздать, до смерти причастить его. И спустя 12 минутъ, съ молитвой умной, по "Страннику" (т.е. такъ, какъ советуется въ книге "Откровенные разсказы странника духовному своему отцу" - и. В.) тихо скончался. Въ моментъ смерти я сиделъ съ правой стороны старца, обнявъ левой рукой его сидячаго, а правой слушалъ пульсъ его, и молился съ нимъ вместе, наблюдалъ, какъ выдыхая изъ себя воздухъ произносилъ духомъ: "помилуй мя". И вдругъ заметилъ я, что пульсъ у старца остановился, глянулъ на лице его и виделъ, какъ онъ три раза съ паузами вздохнулъ и скончался у меня на рукахъ. По Божiю благоволенiю въ день Воскресенiя Господа Iисуса Христа, 2 октября 1937 г. - на память св. блаженнаго Андрея Христа ради юродиваго, которому духомъ тайно онъ старался ревновать. Одно время дерзнулъ и самимъ деломъ юродствовать... Много можно бы писать о старце, но мне какъ ученику его неприлично писать о старце своемъ...

Еще за неделю старцу былъ указанъ день смерти его, когда уже больной, причащая больного полгода суженiемъ горла, онъ сказалъ больному: "Помру на Покровъ, а ты черезъ три дня после меня". На Покровъ Божiей Матери къ вечеру (9-й часъ по афонски) старецъ потребовалъ свечу зажженную и держа ее, лежалъ съ нею. Все мы, духовныя чада его, собравшись около него, молились; прочитали канонъ на исходъ души и несколько главъ Евангелiя, ждали смерти, а смерть не пришла. И старецъ спокойно сказалъ: "Возьмите свечу". Наверно было опять открыто старцу, что помретъ на другой день Покрова. Болезнь его съ этого времени прекратилась, онъ лежалъ спокойно. Одно только желанiе было его: причаститься еще въ последнiй разъ. Симъ озабоченъ былъ, боялся, что не сможетъ, т.к. въ прошедшiй день съ трудомъ проглотилъ Святое Причастiе. Хотя все время - подрядъ десять дней - причащался, но еще очень хотелось передъ смертью, и вотъ придумалъ такой способъ: "Надо кровь Христову положить подъ языкъ, чтобъ Она согрелась и со слюной смешалась", и велелъ влить ему теплой воды подъ языкъ, съ чайной ложечки. Я такъ и сделалъ, затемъ еще три раза попрактиковались. Все три раза съ медлительностью легко проглатывалъ водицу. Въ заключенiи старецъ сказалъ: "Вотъ такъ смогу причаститься, скажи духовнику, чтобы онъ такъ причастилъ меня - подъ языкъ".

1943-го года, 23 февраля, Понедельникъ Чистый. Началъ писать свой дневникъ. Слава Богу опять дождался святого Поста и съ Божiей помощью вступилъ въ подвигъ спасительнаго поприща говенiя и молитвы. Да поможетъ Богъ благополучно преплыть, кажущуюся мне страшной сiю пучину святой Четыредесятницы, съ пользой для души своей, также въ благодушномъ терпенiи достигнуть светлаго торжества Христова Воскресенiя. Въ благоговейномъ страхе поклониться честнымъ Его страстямъ и светлому Воскресенiю. И удостоиться въ духовной радости насладиться Святой Пасхи. Какъ всюду кругомъ тихо и спокойно, все работы и заботы теперь на время прекратились и все вниманiе обращено на душевное устроенiе и мне пришло на память продолжать давно оставленный дневникъ, въ который съ сего дня и решилъ опять записывать.

2. Страданiе отъ помысловъ и брань съ ними

Вижу себя, представляю себя, въ плену и въ большомъ зданiи или лучше сказать въ обширной тюрьме наполненной арестантами разныхъ сословiй и характеровъ обоихъ половъ, всякого рода злодеи и развратники, разбойники, воры, грабители, убiйцы, обманщики, льстецы, клеветники, празднословцы, сквернословцы, пьяницы, блудники, похабники, сквернители, ругатели, безбожники, хулители и просто сказать - все, что есть греховнаго и зловреднаго на свете, то все собрано въ этой тюрьме. И все эти люди, погубившiе въ себе подобiе человеческое и похожiе скорее на зверей и на животныхъ, не сидятъ на одномъ месте, а все время находятся въ движенiи и беготне и искаканiи - каждый кого-то себе подобнаго. Я въ этой тюрьме лежу на полу, больной и разслабленный, грязный и оскверненный, въ одежде бедной разодранной, а изъ ранъ у меня течетъ непрестанно гной, издающiй тяжкое зловонiе. А эта подобная мне вся тюремная шваль, окруживъ меня, каждый съ сильнымъ натискомъ старается навязать мне свои обманы и соблазны и непрестанно, то одинъ, то другой, досаждаютъ мне. И этими льстивыми, исполненными зловредностями и всякой гадостью беседами, какъ острыми ножами и смертоносными стрелами, изранили всю мою душу. Но злоба и хитрость тюремщиковъ моихъ не умолкаетъ. Они еще съ большимъ злорадствомъ и наглымъ издевательствомъ, какъ можно больше - досадить мне и навязать мне свои понятiя, вкусы и убежденiя, однимъ словомъ, сделать меня подобнымъ во всемъ себе - гадкимъ и злонравнымъ. И какъ лютыя собаки терзаютъ меня, не на одну минуту не даютъ мне покоя, всего меня измучили до крайности, такъ что не достаетъ у меня и силъ вырваться отъ нихъ и освободиться, хотя бы на малое время. Не даютъ мне эти злодеи обратиться за помощью къ роднымъ, друзьямъ и знакомымъ, которыхъ вблизи я не вижу. А если стану кричать жалобно и звать кого-либо на помощь, то они затыкаютъ мне ротъ или сильнейшимъ своимъ шумомъ и гамомъ стараются заглушить меня, чтобъ не былъ услышанъ мой слабый голосъ. И такъ я въ такихъ мукахъ остаюсь беззащитнымъ и безпомощнымъ, а потому по временамъ совершенно падаю духомъ, видя себя въ такомъ безпощномъ состоянiи и поневоле отчаявшись, отдаюсь имъ во власть, прекращая всякое противленiе имъ, и нехотя примиряюсь со своей горькой судьбой, а забывъ о своемъ должномъ - упокаиваюсь и начинаю кое въ чемъ соглашаться съ ними, а отъ того начинаю дуреть и въ большее безумство приходить и сильнее душой и теломъ болеть.

Бываетъ и подолгу въ такомъ забвенiи и повиновенiи пребываю у своихъ злодеевъ. Но иногда случается: откуда - не знаю, спускается на меня лучъ света и мне делается такъ хорошо и легко, а эта мрачная тюрьма и все злые арестанты становятся очень противны. Въ эту минутку и я снова воспринимаю надежду высвободиться изъ этой тюрьмы и начинаю опять, собравъ въ себе все силы, жалобно-жалобно кричать, звать кого-нибудь къ себе на помощь. Такъ бывало кемъ-либо и услышанъ былъ. Въ то время, или лучше сказать, моментъ, возсiяваетъ светъ и мракъ тюремный исчезаетъ, да и сама тюрьма съ арестантами изчезаетъ. Открываются мои зажмуренные глаза и я вижу предъ собой во свете моихъ милыхъ друзей, родныхъ, знакомыхъ: ласково и сладко беседующихъ со мной. На душе отъ этого света и беседъ становится спокойно, тихо радостно, но это не надолго такъ бываетъ, по причине болезненной моей слабости я не въ силахъ держать себя съ ними въ надлежащемъ и приличномъ состоянiи, да еще и нажитомъ въ дурномъ обществе. Дурнымъ своимъ обычаемъ и зловонiями скоро отгоняю ихъ отъ себя и они съ жалостью обо мне отходятъ. И тогда опять постигаетъ меня тотъ же мракъ и те же разбойники, да еще съ большей лютостью и злобой начинаютъ тиранить и мучить меня. Но кроме этихъ мученiй временныхъ, меня ожидаютъ еще страшнейшiя и лютейшiя мученiя, уготованныя для грешниковъ: геена огненная и тартаръ мрачный и червь не усыпающiй, и мученiе то - вечное, конца не имущее.

Опять вспоминаю и светлыя минуты. Въ одно изъ посещенiй меня моими друзьями, они сказали мне: "Хочешь ли ты, чтобы мы научили тебя какъ избавиться отъ этой злой и темной толпы разбойниковъ и никогда не омрачаться ихъ тьмою, но всегда быть во свете?" На это я ответилъ имъ: "Хочу друзи и милые доброжелатели мои, и очень хочу и умоляю усердно васъ, научите меня какiя надо принять меры къ избавленiю". Они сказали мне: "Это вотъ какъ: всехъ сожителей твоихъ - арестантовъ, возненавидеть отъ корня души - совершенною ненавистью, но если ты еще по немощи духа твоего не можешь такъ возненавидеть, то возьми изъ насъ, друзей твоихъ, самыхъ лучшихъ и нужнейшихъ для тебя, - пять, въ помощники себе, которые избавятъ тебя изъ тюрьмы и отъ арестантовъ, и отъ вечныхъ страшныхъ мукъ. Но съ этими друзьями непременно нужно заключить любовный договоръ и союзъ, чтобы любить этихъ пятерыхъ друзей больше и паче всего на свете. Съ ними всегда и везде жить и быть, не выпуская изъ памяти ихъ, никогда и нигде не забывать о нихъ, но и сидя, и лежа, и при ходьбе, и за работой, и за едой, и при разговорахъ не забывай объ нихъ, и никогда не изменять имъ въ положенномъ завете съ ними, а непрестанно смотреть на нихъ и беседовать съ ними, слушаться ихъ во всемъ, что они будутъ внушать тебе безъ перекора и отлагательствъ. И они покажутъ тебе тайную щель этой твоей тюрьмы, чрезъ которую входятъ къ тебе твои друзья, изъ которой возсiяетъ для тебя светъ. Эту щель ты заприметь и непрестанно смотри въ нее. Въ ней будутъ показываться тебе по переменно светлые твои друзья и беседовать съ тобою и во всемъ научать тебя. Всякимъ храненiемъ храни эту щель, чрезъ нее входитъ жизнь для тебя. Но такъ какъ ты теперь измученъ и потемнелъ, потому и не можешь ясно различать своихъ отъ чужихъ. И часто случается, что ты принимаешь злодеевъ за своихъ друзей. По такому случаю положи себе правило: каждый день уделять пока хоть полъ часа или часъ и два въ претрудномъ упражненiи - въ искуссной борьбе со злыми своими врагами. А искусство это заключается въ томъ, чтобы устремивъ весь свой взоръ на показанную тебе щель, съ неразвлекаемымъ вниманiемъ и ясно смотрелъ бы чрезъ нее на своихъ пятерыхъ друзей и непрестанно повторялъ бы чудныя, святыя, страшныя ихъ имена: "Господи Iисусе Христе, помилуй мя", - попеременно одно за другимъ, какъ они по одному будутъ показываться тебе и беседовать съ тобою, поучая и наставляя тебя на всяку истину. При томъ еще становится въ условiе тебе, чтобъ кроме этихъ пяти своихъ ты никого изъ чужихъ не виделъ и ни на что другое во все время урока не смотрелъ, а слипающiеся свои глаза насильно раскрывалъ, чтобъ ясно можно было видеть каждаго друга своего, а языкомъ твердо выговаривать имена ихъ. И такъ, съ помощью Божiей, возможешь избавиться изъ этой мрачной тюрьмы и отъ злыхъ враговъ твоихъ и получишь совершенную свободу.

Съ начала этотъ урокъ будетъ для тебя труденъ, но если будешь неупустительно каждый день трудиться въ немъ, то постепенно онъ будетъ легчать, и душа твоя будетъ укрепляться, выздоравливать и просвещаться. И урокъ твой сей въ непрестанное занятiе въ тебе обратится и станетъ жизнью для тебя, и въ сей временной жизни, и въ будущей вечной.

Итакъ, когда я послушался совета любящихъ светлыхъ моихъ друзей, и съ Божiей помощью началъ исполнять предложенный ими урокъ, то действительно, собственнымъ своимъ опытомъ убедился: все враги мои со злымъ своимъ шумомъ, во мгновенiе ока, какъ дымъ отъ ветра и тьма отъ света исчезаютъ. И на душе делается легко и въ уме светло.

Слава Богу, помогшему мне опять положить начало доброму подвигу, благословенному отъ старца деланiю, къ занятiю умно-сердечной молитвой, и вести свой дневникъ тоже по благословенiю и настоянiю отъ него (Пояснимъ, что въ данной главе о. Никодимъ подъ арестантами подразумевалъ свои плененные грехомъ помыслы, подъ друзьями - помыслы отъ Бога, а подъ пятью нужнейшими друзьями - пять словъ молитвы Iисусовой - и. В.).

  
     
На иллюстрации:
В дни прославления преп. Паисия Величковского на Афоне. Справа налево на снимке: второй - владыка Марк, за ним - владыка Лавр и старец Никодимъ.


     
   3. Размышленiя сопутствующiя молитве

"Соль - добрая вещь; но, если соль
потеряетъ силу, чемъ исправить ее?
Ни въ землю, ни въ навозъ не годится;
вонъ выбрасываютъ ее" (Лук. 14; 34, 35).
"Имейте въ себе соль" (Марк. 9, 50).

Соль сiя есть три молитвенныя деланiя, привлекающiя благодать Божiю: самоукоренiе, сокрушенiе и крестное знаменiе. Помнить всегда надо, что человекъ въ греховномъ своемъ состоянiи, по сказанiю свв. отцевъ есть "исполу-мертвъ" (Трiодь постн.); "полумертвъ" (Филаретъ архiеп. Черниговскiй); "мерзость есть предъ Богомъ" (Еп. Игнатiй /Брянчаниновъ/).

Въ чемъ же сiе заключается?

1-е. По сердцу. Въ гордости своей человекъ мерзокъ смердячъ и вонючъ, отвратителенъ и нестерпимъ для Бога, ангеловъ и св. угодниковъ Божiихъ. "Мерзость предъ Богомъ всякiй надменный сердцемъ" (Притч. 16, 5); "что высоко у людей, то мерзость предъ Богомъ" (Лук. 16, 15). Потому у гордаго и все чувствованiя его, которыя преживаетъ онъ надменнымъ сердцемъ, хотя бы и отъ добрыхъ и святыхъ предметовъ приходили къ нему въ сердце, но отъ надменности и высокомерiя эти чувствованiя въ немъ оскверняются и становятся не чистыми. Отсюда и все мысли изъ сердца рождающiяся, отъ скверныхъ чувствованiй выходящихъ, бываютъ скверныя, злыя, тщеславныя и блудныя. А этими мыслями оскверняется и весь умъ его: памятованiе, воображенiе и разсужденiе. Вся умственная деятельность такого человека сплошная сквернота, все мысли его мерзость. Потому еще у мерзкаго человека сердце грешно, что оно жестоко, раздражительно и нетерпеливо, уныло, гневливо, сластолюбиво и сквернолюбиво, а потому и гнусно и нетерпимо Богу и человекамъ.

2-е. И по уму такой человекъ мерзокъ. А мерзкiй умъ не можетъ ни думать, ни разсуждать, ни молиться чисто. Святое и чистое, о чемъ онъ мыслитъ, въ немъ мерзкою гордостiю, надменностiю, высокоумiемъ и зловоннымъ тщеславiемъ - осквернено. И молитва его, хотя бы и усердная, оскверненная бываетъ во грехе (Пс. 108; 7: Пр. 28; 9), и еще: Богъ гордымъ противится, а смиреннымъ даетъ благодать (Iак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5), а грешниковъ Богъ не слушаетъ (Iоан. 9, 31), и потому высокоумiемъ осквернившiйся умъ становится прегордостнымъ и злосмраднейшимъ, - отъ испусканiя изъ себя непрестанно скверны своей: злобныхъ, гордыхъ, хульныхъ и блудныхъ помысловъ, которые по слепоте ума своего часто не замечаетъ. И по телу, все чувства телесныя: слухъ, зренiе, вкусъ, осязанiе и обонянiе у такого человека осквернены. Всякое помышленiе злое, исходящее изъ сердца, по словеси Господню оскверняетъ всего человека. Слушать онъ любитъ только скверное, смотреть на скверное, и въ разговорахъ любитъ онъ вставлять шутки и прибаутки, а то и всей беседой скверной любитъ услаждать слухъ свой. И въ молитве своими скверными устами и языкомъ хотя и святыя произноситъ слова, но если безъ участiя смиреннаго самоукоренiя и сокрушенiя сердца, то и молитва его бываетъ скверная и не въ пользу ему, потому что Богъ не языку внимаетъ, а сердцу. Какъ и черезъ пророка Онъ сказалъ: "приближаются ко Мне люди и чтутъ Меня устами своими, а сердце ихъ далеко отъ Меня отстоитъ" (Ис. 29; 13), и еще: "Сыне, даждь Ми сердце твое" (Пр. 23; 26). Напрасна бываетъ и молитва такая, Богъ не слушаетъ ее. "Отвращу лице Мое отъ нихъ, да не услышу ихъ" (Iер. 11; 11). И если таково состоянiе грешнаго человека даже во время усердной молитвы, то во время "ленивой" молитвы или въ другое немолитвенное время каково его состоянiе? Конечно, тогда такой человекъ есть сплошная мерзость и непрестанное зловонiе гадкое, которое подобно трупу дохлой скотины, выброшенной на поле, гнiющей и полной червей, издающей смрадъ зловонный, мимо котораго проходя, люди затыкаютъ носъ... Такъ и отъ человека, когда онъ забываетъ свою греховность, и въ обольщенiи своемъ надмевается гордостью, отступаетъ благодать Божiя и ангелъ-хранитель отдаляется отъ него и сетуетъ о немъ. А онъ, бедный, не видитъ этого и не знаетъ объ этомъ, и по привычке даже радуется своему зловонiю. Въ то время бесы, чуя сродное имъ зловонiе, приступаютъ къ нему, какъ къ приготовленной пище, и облепивъ его всего подобно зверямъ, птицамъ и разнымъ насекомымъ, съ жадностью грызутъ, ядятъ эту смердящую стервятину. Бесы, по словамъ святыхъ отцовъ, питаются человеческими страстями, т.е. услаждаются и радуются, когда человекъ творитъ ихъ волю и охотно принимаетъ ихъ зловредное и пагубное внушенiе. А самъ человекъ по привычке къ болезни своей греховной и не чуетъ этого, но даже и самъ вместе съ бесами съ радостью услажадается своею погибелью.

А съ некоторыми бываетъ еще и такъ: они не зная о своей внутренней греховной прелести, по внешности кажутся исправными: ходятъ на службы въ церковь, и дома молятся усердно, а то еще и непрестанной молитвой занимаются, - только внешней, тщательно исповедуются духовнику, въ явныхъ грехахъ своихъ, даже и причащаются Св. Таинствъ Тела и Крови Христовыхъ, и всякiя добродетели творятъ отъ избытка славолюбиваго сердца своего и хвалятся своимъ внешнимъ преуспеянiемъ, а о внутренней греховной болезни и погибели своей не знаютъ и не каются въ томъ, и потому всегда находятся подъ влiянiемъ бесовскимъ: бесы живутъ въ нихъ, какъ въ своемъ доме. По наружности таковые люди хвалимы, а по внутренности - не угодны Богу. "Что высоко у людей, то - мерзость предъ Богомъ" (Лук. 16, 15). "Приступитъ человекъ и сердце глубоко", и "ни кто же знаетъ человека, токмо духъ человека", но у кого духъ въ порабощенiи у бесовъ и лишенъ чувства, какъ онъ можетъ узнать и увидеть себя?

Некоторые, напримеръ, замечаютъ явные свои грехи и хотятъ избавиться отъ нихъ, но не могутъ. А причины не знаютъ: почему это они не могутъ? - и никогда не узнаютъ. Если только не постараются съ усердiемъ прочитывать деятельныя творенiя святыхъ отцовъ въ "Добротолюбiи" и подобныхъ книгахъ отеческихъ. А если этого не сделаютъ, то и не узнаютъ себя и не избавятся въ себе отъ прелести бесовской. И никто не избавитъ таковыхъ, потому что гордость ихъ не допуститъ имъ принять совета отъ другого. Требуется самому узнать себя и покаяться слезно предъ Богомъ, а безъ самопознанiя и усерднаго покаянiя такъ и останется человекъ безъ надежды на свое спасенiе. Такимъ людямъ помогаетъ на некоторое время причащенiе Тела и Крови Христовой, но за небреженiе и невниманiе скоро утрачивается въ нихъ это освященiе. Итакъ, желающему избавиться отъ этой невидимой и неощущаемой беды своей душевной - прелести дiавольской, и не быть мерзостью презренною, но быть благоуханiемъ у Бога, прежде всего требуется, хотя бы умомъ однимъ противъ воли поверить и убедить самого себя въ томъ, что - непременно есть во мне такая беда. А потомъ для избавленiя отъ нея принять во всегдашнее памятованiе, и особенно во время молитвы, три необходимыя молитвенныя деланiя.

1-е дело ума - самоукоренiе;
2-е дело сердца - сокрушенiе;
3-е дело тела - крестнымъ знаменiемъ истовое себя осененiе и словъ молитвенныхъ внимательное и благоговейное произношенiе.

Этими тремя деланiями мы Богу бываемъ прiятны. Именно: самоукроенiемъ съ памятованiемъ о грехахъ своихъ мы смиряемъ себя и этимъ приклоняемъ Бога на милость къ себе и привлекаемъ взоръ его на себя. "На кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ моихъ", - сказалъ Богъ. Сокрушенiемъ, какъ благовоннымъ фимiамомъ мы облаговониваемъ себя, заглушая темъ зловонiе своего мертвеца. Епископъ Игнатiй (Брянчаниновъ) сказалъ: "Кто хочетъ помолиться, тотъ долженъ прежде покадить сокрушенiемъ въ сердце своемъ". "Жертва Богу - духъ сокрушенъ, сердце сокрушенно и смиренно Богъ не уничижитъ" (Пс. 50). Крестное знаменiе само уже есть Божiя благодать, если оно полагается истово и благоговейно. Нужно помнить, что Самъ Господь Iисусъ Христосъ распятый виситъ на кресте. Такая молитва есть время благоволенiя Божiя къ молящемуся. Следовательно, въ это святое время все освящается въ насъ и не остается места зловоннаго. Эти три деланiя для человека прельщеннаго есть надежное убежище. Безъ нихъ опять зловонiе полезетъ и бесы паки облепятъ. Такъ скоро въ человеке меняется духовное состоянiе его. Какъ сказалъ богомудрый пастырь отецъ Iоаннъ Кронштадтскiй: "отъ жизни до смерти одинъ шагъ" (Дневникъ). Состонiе меняется: то въ духовное, то въ греховное, то въ святое, то въ слепое. Посмотри на себя во время молитвы - какъ бываетъ съ тобой. Самоукоренiя въ уме нетъ, тоже и сокрушенiя въ сердце нетъ, и крестишься безъ вниманiя не благоговейно, также и молитвы читаешь небрежно. Откуда же родится чувство умиленiя, являющееся признакомъ благодати Божiей. Вотъ и есть ты живой мертвецъ.

Начнешь нудить себя на эти три деланiя, -пробудится и чувство, согреется сердце отъ сокрушенiя, а затемъ придетъ и умиленiе - благодать Божiя и потекутъ слезы. Вотъ и воскресъ мертвецъ, слава Богу. А чаще такъ будешь делать, а затемъ и повсегда въ молитве и безъ молитвы, то и никогда не будешь умирать, и освободишься отъ прелести благодатiю Божiею, за ходатайство Божiей Матери и за молитвы святыхъ. Аминь.

Эти мысли - главныя въ моей молитве и съ помощью Божiей я всегда пользуюсь ими.

4. Пленъ Сiонь. Христово благодатное время у христiанъ православныхъ

Въ таинстве святого крещенiя люди искупленные "отъ клятвы законныя" изъ плена бесовскаго высвобожденные Христомъ, потомъ снова запутываются страстями своими и опять попадаютъ въ пленъ бесовскiй. Страсти, по святымъ отцамъ, есть залоги бесовскiе; заложили въ человека греховныя страсти и стали господами надъ нимъ и обращаются съ нимъ, имеющемъ въ себе залоги страстей, какъ съ купленнымъ рабомъ, хотя не со всякимъ одинаково, а по мере страстности его и по степени несопротивленiя или сопротивленiя каждаго. Усерднымъ покаянiемъ и борьбой со страстями, углубленной въ сердце умной молитвой, а особенно участiемъ въ таинствахъ исповеди и причастiя святыхъ Тела и Крови Христовыхъ, человекъ освобождается изъ плена бесовскаго, но не надолго. Это зависитъ отъ меры соблюденiя себя отъ греха или не соблюденiя. Такъ человекъ освобождается и очищается отъ греховъ, а отъ страстей и святымъ Причастiемъ не освобождается. Страсти въ немъ только утихаютъ, въ то время какъ умъ просвещается, чувство ревностiю возбуждается и воля склоняется къ желанiю добра; также и тутъ не у всякаго одинаково, а по мере усердiя, уменiя и твердости намеренiя. Страсти, какъ голодные звери, жаждутъ пищи греховъ съ нетерпенiемъ, ждутъ когда человекъ впадетъ въ какой-либо грехъ, хотя бы въ одинъ малый. Тутъ бесы огуломъ сунутся въ сердце его къ залогамъ своимъ и облепятъ, какъ пчелы соты. Бесы, по еп. Игнатiю (Брянчанинову), живутъ въ крови страстнаго человека. Тогда опять откроется усиленная и усердная работа бесовская, на малое время. Тогда потемнеетъ умъ человека, охладеетъ ревность чувства и воля ослабеетъ. И возвращается чловекъ въ греховную свою жизнь, въ пленъ бесовскiй. По мере страстности не у всехъ пленъ одинаковъ. У кого умъ не совсемъ ослепленъ, чувство не охлаждено и воля не разслабленна, тотъ скорее берется за сопротивленiе и борьбу со страстями и бываетъ: то побежденъ отъ бесовъ, то самъ побеждаетъ ихъ, а более страстный на долгое время остается ослепленъ, безъ чувства и недвижимъ къ покаянiю, забывшись и примирившись со своимъ греховнымъ пленомъ. А чтобы освободиться изъ плена необходима память о своемъ долге, нужно непрестанное самосознанiе и проверка себя словомъ Божiимъ и святоотеческими писанiями, чтобъ внимательно прочитывать почаще аскетическiя книги и въ трезвенiи внимательно бдеть надъ собою, не давая пищи страстямъ исполненiемъ греховъ. И такъ постепенно, мало-помалу, освободишься отъ страстей Божiею помощiю и изъ плена бесовскаго избавишься.

О, какъ осторожно требуется проводить жизнь свою. "Бдите и молитеся, - сказалъ Господь, - да не внидете въ напасть". Хотя плоть и немощна, но надо всегда иметь духъ бодръ, ибо посреди сетей вражiихъ ходимъ.

5. Объ имени Господнемъ

Святая Четыредесятница, 1944 г. Имя Божiе для молящагося бываетъ или хлебомъ сладкимъ или твердымъ камнемъ. Когда Господь даетъ молитву молящемуся, тогда имя: Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй, - бываетъ прiятнымъ хлебомъ мягкимъ и сладкимъ. И насыщаясь имъ молящiйся обо всемъ иномъ забываетъ. А когда у молящагося имя Божiе бываетъ твердымъ камнемъ, тогда онъ молитвой не насыщается, а тяготится ею и скорее бросить готовъ ее, ища другой пищи себе и съ прiятностiю питается ею во отраву для себя.

Молитва учителя не требуетъ, она сама учитель: ты только прислушайся къ ней и точно исполняй требованiя ея, и она поведетъ тебя своимъ мановенiемъ и покажетъ, что надо делать.

Имя Господне светъ есть. Разсекай имъ предъ взоромъ ума своего всю тьму наведенную на тебя. Если во время молитвы ты не чуешь себя грешнее всехъ, то хоть въ сознанiи будь таковымъ, а если и того нетъ, то ты мерзокъ предъ Богомъ. Если на одну минуту выпустишь изъ сознанiя греховность свою, то полезетъ изъ сердца зловонiе твое, какъ изъ помойной ямы или отъ трупа, помыслами греховными.

6. О молитве ума съ сердцемъ

Безъ соединенiя ума съ сердцемъ нетъ истинной молитвы, сказали святые отцы. Труденъ этотъ вопросъ, а въ наше время мало кому и известенъ. Сердце какъ всемъ известно, находится подъ левымъ сосцемъ въ груди, и отъ сердца, по слову Божiю "всякiя помышленiя злыя". Но великая тайна, какъ найти отверстiе въ сердце, изъ котораго выходитъ эта гадость, сквернящая человека. Указано, что это место немного выше леваго сосца, но ведь это не пальцемъ ткнуть, а умомъ-то, пожалуй, и голову сломаешь и не попадешь туда, куда надо, а искать ведь необходимо. Но помнить надо, что не своими только силами, а просить нужно помощи благодатной Божiей и тщательно узнавать, какъ искали это место святые отцы. "Сiе трудъ есть предо мною, дондеже вниду во святило Божiе". Трудъ и время всему научаютъ, только то условiе надо иметь ввиду, чтобы разъ начатое исканiе святого дела не перерывать, но непрестанно держать, и найдется искомое, непременно найдется.

Всегда вознося мечъ духовный - имя Божiе, съ непременною памятiю о немъ, разсекая мрачную мглу предъ собою, да узриши Невидимаго и душу свою юже зле погубилъ, да теплыми слезами омыеши, и явишися чистымъ Христу Богу въ день Страшнаго Суда.

"...слово Божiе живо и действенно и острее паче всякаго меча обоюдуостраго: оно проникаетъ до разделенiя души и духа, составовъ и мозговъ, и судитъ помышленiя и намеренiя сердечныя" (Евр. 4, 12). Такъ и въ молитве произнося имя Господа Iисуса Христа, какъ можно живее въ памяти представлять эти имена и тогда почувствуешь вышереченное апостолькое действiе Божiе, а безъ живой памяти произносимыя эти живыя имена въ твоемъ уме и сердце будутъ мертвыя, т.е. всуе произносится имя Господне, во грехъ себе и во осужденiе (Второз. 5, 11). Хотя и трудно это дело, но надо такъ. Трудно безъ привычки, а кто привыкъ, тому оно любезно стало: "Иго мое благо и бремя мое легко", сказалъ Господь.

Слова "Господи, Iисусе Христе", - слова живыя, а потому и произносить ихъ надо живо раздельно и не спешно, со светлою памятiю и съ сосредоточеннымъ вниманiемъ, спокойно, въ духе умиленiя и покаянiя. После каждаго слова мгновенная пауза - моментъ насыщенiя: въ каждомъ слове Господь, а Онъ есть пища сладчайшая - "Сладчайшiй Iисусе" - для душъ усердно молящихся.

Молитва, соединенная съ дыханiемъ, большую даетъ помощь. Тихо и плавно вдыхаемый въ себя воздухъ освежаетъ сердце и какъ бальзамъ помазуетъ его, и телу доставляетъ здравiе, и духу спокойствiе, а соединяемое съ дыханiемъ имя Господа Iисуса Христа - душе радость и веселiе.

Память Божiя и память смертная - какъ два естества въ одномъ теле (Св. Iоаннъ Лествичникъ). Вдыхай въ себя воздухъ съ памятью о Боге: возвеселится сердце ("Помянухъ Бога и возвеселихся" - Псалтирь), а выдыхай съ памятью о смерти: духъ придетъ въ сокрушенiе. И такъ въ два оборота действуетъ молитва Iисусова, по слову Каллиста и Игнатiя Ксанфопулловъ. Какъ въ Господе Iисусе Христе два естества нераздельны, а въ человеке душа и тело, такъ и въ молитве память Божiя и память смертная должны быть неразрывны, и такая молитва есть не прелестная - не падательная.

Исходный пунктъ молитвы память смертная, а пределъ ея память Божiя: "Отъ туду пойдеши и до селе дойдеши и далее не прейдеши" (Iов. 38, 11). Сосредоточенiе памяти Божiей: уповаю... Сосредоточенiе памяти смертной: умру. "Господи Iисусе Христе" - на тя уповаю, - "помилуй мя" - умру... Памятуя сiе произноси слова молитвы Iисусовой (Старецъ имелъ въ виду, что первую часть молитвы нужно соединять съ упованiемъ, а вторую часть съ помысломъ о смерти. Такимъ образомъ, Iисусовой молитве, по старцу Никодиму, должно сопутсвовать такое настроенiе: "Господи, уповаю на Тебя, помилуй мя, ибо я умру" - и. В.).

У зараженныхъ тайною гордостью все заражено - и сердце, и умъ, и уста, часто и молитва ихъ бываетъ скверна: "молитва ихъ въ грехъ". Одно для нихъ прибежище истинное есть - сознательное самоукоренiе и крестъ Христовъ, правильное осененiе себя крестомъ. Крестъ есть символъ любви Божiей и крайнее прибежище нашего упованiя. Если все наше скверно - "и правда наша, какъ портъ блудницы..." Отсюда и надежда на спасенiе погибла и духъ реетъ во отчаянiи. Тогда-то и необходимъ Крестъ Христовъ - крайнее упованiе. Возверзи всю печаль свою на Бога, осени себя правильнымъ крестомъ и веруй, что помощь для тебя всегда близъ тебя. Крестъ, правильно и съ сознанiемъ на себя наложенный, покрываетъ греховность нашу и привлекаетъ благодать Божiю на насъ. Ради креста Христова все небо смотритъ на насъ.

7. О прелести, по творенiямъ св. Григорiя Синаита и иныхъ авторовъ

Многiе, боясь прелести, внушаютъ новоначальнымъ преследовать въ себе воспламененiе огня любви, къ каковому, напротивъ, призываетъ св. Григорiй. И такимъ образомъ въ самомъ начале погашаютъ въ нихъ духа, не видя того, что избегая зло, преследуютъ добро. Это есть уже сбивчивость понятiй, ибо прелесть следуетъ разъяснить... По сказанiю св. Григорiя Богослова за непрельстительный признакъ при молитве Iисусовой можно принимать то, когда сердце воспламеняется въ любовь къ Богу и человекамъ и когда любовь эта выражается предъ Богомъ чувствованiемъ сокрушенiя о своихъ грехахъ, а предъ ближними чувствомъ смиренiя; признаки же прелести всегда противоположные и страстные.

По разъясненiю св. Григорiя Богослова, тотъ много бедствуетъ душевно, подвергаясь опасности, кто не заботится познавать по признакамъ различiя трепета, радующаго въ начале подвижничества, или, напротивъ, относя благодатное къ прелести, что есть хула, или дiавола принимаетъ какъ Бога - вменяя прелесть за благодать.

Такъ немаловажно въ деле спасенiя изученiе различiя признаковъ. Новоначальному, какъ младенцу неопытному, необходимо услышать, что двояко и несмешанно действуетъ въ новоначальныхъ благодать и прелесть. Последняя действуетъ потому, что воля его еще двоится. Таковое познанiе оберегаетъ неопытныхъ отъ унынiя и смущенiя при частой перемене внутренняго состоянiя. При посещенiи благодати - отъ самовозношенiя, а при действiи сатанинской прелести - отъ унынiя и отчаянiя.

Плакала слезами сладкими любви ко Господу Iисусу Христу, обливая слезами ноги Его, отирая власами своими, сестра Лазаря. Плачъ и ты, если можешь. А если нетъ умиленiя и слезъ любви, то плачъ слезами горькими сокрушенiя о грехахъ, какъ плакала блудница Марiя Магдалина. А если и такихъ слезъ не имеешь, то страдай, какъ разбойникъ на кресте... Иного пути для отшельника-безмолвника нетъ въ Царствiе Небесное.

Если же ничего изъ вышесказаннаго делать ты не хочешь, то знай, что ты самообольщенъ, пребываешь или въ ленности или въ прелести бесовской.

8. "Друзи мои и искреннiи мои..."

Какъ бы хорошо было съ друзьями по духу о Господе. Нетъ у меня друзей духовныхъ, не съ кемъ съ пользой поделиться о душевномъ состоянiи своемъ или хотя бы въ сладость побеседовать о духовномъ. Да, нигде теперь не видно истинно духовнаго дружества. Настало такое время, что затруднительно духовныя дела совершать совместно, по причине различныхъ вкусовъ и понятiй. Если соберемся на общую молитву, тутъ одному подавай длинное сладкопенiе, а другому поскорее бденiе, чтобъ лучше потомъ въ уединенiи своимъ любимымъ заняться; другому нравится читать поученiя, а иному нравятся общiя беседы; и тяготится одинъ другимъ. Если возмемся книгу читать или беседовать о духовномъ, то по различiю понятiй поспоримъ или поругаемся и навсегда во мненiяхъ разделимся. И наоборотъ, если сплетать житейскiя сплетни, судить и рядить обо всемъ, переливать изъ пустого въ порожнее, то и друзей будетъ много и время незаметней проходитъ, а въ особенности за сытнымъ обедомъ: "речи рекой льются, а жажды утолить не чемъ". Вотъ тебе и друзи, вотъ тебе и люди нынешняго века, "какъ навозъ на блюде" - отъ нихъ же первый азъ есмь...

9. Мысли о молитве

3-го марта. Четвертокъ, за бденiемъ. Молясь непрестанно Iисусовой молитвой будь веселъ, въ благодушномъ спокойномъ духе и исполнись радостью - радостопечалiю въ сердце. Пребывая въ памяти Божiей (т.е. въ непрестанной молитве - и. В.) помни: ведь это райское занятiе, тебя Богъ ввелъ въ этотъ райскiй садъ и сказалъ тебе: "Смотри на эти прекрасныя плодовитыя деревья, возделывай и храни ихъ и жди съ нихъ плода въ свое время, и тогда вдоволь насытишься, а пока услаждайся только зоркимъ вниманiемъ и смотренiемъ своимъ на эти райскiя деревья (перебирая въ памяти святыя мысли) и поливая ихъ изобильно чистою водою твоихъ слезъ. И услаждайся надеждою на вкушенiе плодовъ отъ сихъ деревьевъ, въ свое время, и уповай на милость Божiю".

А безумное унынiе, не стерпевъ труда сладкаго сего, кричитъ: "Трудно мне долго ждать. Дай скорее". Недовольно ему услажденiя надеждой, а въ безпокойстве духа кричитъ и кричитъ - дай, да дай теперь, - а не то и роптать еще начинаетъ. И Богъ, не терпя такой дерзости и гордости, удаляетъ того человека изъ сада своего, изъ рая сладости - молитвы непрестанной. Тогда постигаетъ человека того полное унынiе и омраченiе. Если иногда и захочетъ войти въ этотъ садъ, то не можетъ, станетъ каяться и молиться, но долго прощенiя не получаетъ. Итакъ, пылинка ты ничтожная, червячекъ слабейшiй, человече-грешниче, смирися и не дерзай никогда искать, желать и просить себе святости у Бога, чтобъ сравняться со святыми. Но отвергни отъ себя унынiе и леность, и отъ всей души возблагодари Бога за то, что ввелъ онъ тебя въ этотъ рай и даетъ иногда, хоть отчасти, вкушать въ надежде отъ цветовъ райскихъ древесъ сладости (святыхъ мыслей въ молитве). Чемъ меньше этотъ твой рай, того рая, въ коемъ жилъ въ начале твой праотецъ Адамъ? Посмотри, увидишь ли чего более, что есть на Небе у престола Божiя? Тамъ есть тьма темъ святыхъ ангеловъ славящихъ Бога Саваофа и непрестанно взывающихъ: "Святъ, Святъ, Святъ Господь Богъ Саваофъ..." И тоже славишь, только иными словами: "Господи, Iисусе Христе, Сыне Божiй..." (Эта мысль мне отъ Бога после долгаго угнетеннаго душевнаго моего состоянiя, бывшаго наказанiемъ за гордость мою 28 февраля). Слава Богу за все: Богъ наказалъ, Богъ и помиловалъ. Напередъ урокъ: "делая добро, да не стужаемъ", ибо въ свое время пожнемъ добрый плодъ, если не ослабеемъ. И еще: "сеяй въ плоть отъ плоти и пожнетъ истленiе", а "сеяй духъ - пожнетъ нетленiе" и жизнь вечную.

6-я неделя. Поклоненiе честному кресту Господню, за бденiемъ. Человекъ есть лучъ божественнаго света. Какъ лучи солнечные, заимствующiе светъ свой отъ солнца, не отделяются отъ него, такъ и разумныя сущности ангелы и святые человеки никогда не могутъ оторваться отъ Бога - источника своего, но всегда привязаны къ Нему, благодатною любовiю, неразрывно въ немъ пребываютъ, во свете, на Небе. Такъ и на земле люди, любящiе Бога и хранящiе заповеди Его и въ законе Господнемъ поучающiеся день и ночь - тоже лучи отъ солнца Правды Христа Бога нашего и светятъ всему мiру. По слову св. Iоанна Златоуста душа человеческая, когда выходитъ изъ купели крещенiя, бываетъ светлее и ярче солнца. И ты, душа моя, тоже была лучомъ светлымъ. А теперь чемъ я сталъ. Увы, сталъ тьмою... Господь сказалъ: "кто ходитъ днемъ, тотъ не спотыкается, потому что видитъ светъ мiра сего. А кто ходитъ ночью, спотыкается, потому что нетъ света съ нимъ" (Iоан. 11, 9, 10). А сколько я спотыкаюсь, падая въ ямы греховныя, безчисленно, часто и по долгу лежу въ этихъ дьявольскихъ ямахъ, вылезти изъ нихъ не имея силы. Такъ падаю изъ ямы въ яму, заблуждаясь въ нихъ по слепоте моей, не видя чистой и гладкой дороги безъ ямъ греховныхъ. А еще проверяю себя по слову Апостола: "Все вы - сыны света и сына дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итакъ не будемъ спать, какъ и прочiе, но будемъ бодрствовать и трезвиться. Ибо спящiе спять ночью, и упивающiеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись въ броню веры и любви и шлемъ надежды спасенiя" (1 Фес. 5, 5-8).

Верю слову Божiю и вижу, что нетъ во мне ни света ни силы, ни ревности, ни решимости высвободиться изъ греховныхъ ямъ: и каюсь въ томъ, вскоре и забываюсь и свыкаюсь со своими ямами греховными и со страстями. Почасту, подолгу забываюсь и, какъ свинья, въ болоте лежу. Надо всячески стараться вылезти и найти дорогу, а то застанетъ ночь смерти, тогда такъ и останешься на веки въ еще более глубокихъ ямахъ ада лежать, где не будетъ никакой отрады, а лишь непрестанный вечный плачъ и скрежетъ зубовъ въ пламени огня геенскаго, тартаръ мразный и тьма кромешная.

Молитва умно-сердечная - самая лучшая проверка себя, особенно на молитвенныхъ правилахъ по ночамъ. Молитва, какъ читаемъ въ Псалтири, есть "время благоволенiя" Божiя къ молящемуся (Пс. 68, 14). Когда человекъ молится усердно, безъ сожаленiя, и чисто, безъ помысловъ, тогда отъ Бога подается ему бодрость и сила, просвещенiе и вразумленiе. Какъ св. Iоаннъ Лествичникъ говоритъ: "Молитва, по качеству своему, есть пребыванiе и соединенiе человека съ Богомъ; по действiю же, она есть утвержденiе мiра, примиренiе съ Богомъ, матерь и вместе дщерь слезъ, умилостивленiе о грехахъ, мостъ для перехожденiя искушенiй, стена, защищающая отъ скорбей, сокрушенiе браней, дело Ангеловъ, пища всехъ безплотныхъ, будущее веселiе, безконечное деланiе, источникъ добродетелей, виновница дарованiй, невидимое преуспеянiе, пища души, просвещенiе ума, секира отчаянiю, указанiе надежды, уничтоженiе печали, богатство монаховъ, сокровище безмолвниковъ, укрощенiе гнева, зеркало духовнаго возрастанiя, познанiе преуспеянiя, обнаруженiе душевнаго устроенiя, предвозвестница будущаго воздаянiя, знаменiе славы. Молитва истинно молящемуся есть судъ, судилище и престолъ Судiи прежде страшнаго суда.

Возстанемъ и услышимъ, что сiя священная царица добродетелей высокимъ гласомъ къ намъ взываетъ и говоритъ: "Прiидите ко мне вси труждающiися и обремененнiи, и Азъ упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и обрящете покой душамъ вашимъ" и исцеленiе язвамъ вашимъ. "Иго бо Мое благо" и исцеляетъ великiя согрешенiя (Матф. 11, 28)". (Св. Iоаннъ, "Лествица", сл. 28).

При подготовке к публикации, текст был стилистически обработан, упорядочен и разделен на главы.

Публикация инока Всеволода (Филипьева)
Свято-Троицкий монастырь,
Джорданвилль


  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.