ОГЛАВЛЕНИЕ
  - Многолетний старец: жизнеописание архиеп. Антония Сан-Францисского
  - "Пасхальная радость фестиваля "Невские купола"", Н. Булычева
  - "Мир мозаики", инок Анемподист
  - "Американский паломник на Святой Горе (1933 г.)" часть 5, М. Мансур
  - "По поводу отступничества от Православия", св. прав. Иоанн Кронштадтский
  - "Истинное Православие и современный мир" (1), архиеп. Аверкий (Таушев)
  · Предисловие к публикации редакции "Русского Инока"
  · Несколько слов от автора
  · Слово архимандрита Аверкия при наречении во епископа
  - Ответы иеросхимонаха Рафаила (Берестова), весна 2006 г.
  - "Начальник тишины", песни на стихи инока Всеволода
  - "Вся христианская литература - это продолжение Евангелия", беседа с иноком Всеволодом
  - "Пред очами Божией правды", иеромонах Мефодий, Джорданвилль, 1964 г.
  - "Русский Инок" №17, Сентябрь 1912 г.
СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)



   №46 (209) Июнь, 2006

МИР МОЗАИКИ

Рясофорный монах Анемподист (Проноза А.В.)


Митрополит Лавр на освящении мозаики "Архангел Михаил"
в Свято-Троицкой обители в Джорданвилле, 2004г.


4 ноября (22 октября по старому стилю) 2004 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в Свято-Троицкой обители в Джорданвилле Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром был освящен образ Святого Архангела Михаила, который явился первым плодом мозаической мастерской, организованной иеромонахом Андреем (Эрастовым) как отделение при иконописной мастерской монастыря. Таким образом, мозаика открыла собой новый этап в иконографическом творчестве Свято-Троицкой обители.
Появление мозаической мастерской было обусловлено, прежде всего, практической потребностью замены росписи (кисти приснопамятного архимандрита Киприана (Пыжова), †2001г) расположенных на стенах монастырских построек. В частности, из-за неблагоприятных климатических условий, а также плохой устойчивости росписей к ним, наиболее пострадавшими оказались росписи "Св.Арх. Михаил" и "Сошествие Святаго Духа", расположенные соответственно на западных стенах монастырского корпуса и колокольни. По этой причине, при выборе мозаики как наиболее подходящей замены для росписей, основное внимание было уделено, прежде всего, подбору наиболее устойчивых материалов для мозаической технологии.
При создании же самой живописной идеи будущих мозаик пришлось коренным образом переосмыслить привычные формы канонической иконописи, что явилось главной и наиболее сложной задачей для новосозданой мозаической мастерской. В основу мозаической живописи была положена система классической византийской мозаики, на изучение и воплощение принципов которой и были направлены усилия мозаичистов.
В 2004 году была создана вышеупомянутая мозаика "Св.Арх. Михаил". В конце того же года была начата работа над мозаикой "Покров Божией Матери" для одноименного храма в городе Рочестере, штат Нью-Йорк. Параллельно этому, в 2005 году велись работы над мозаикой "Сошествие Святаго Духа" для колокольни Свято-Троицкой обители в Джорданвилле. Осенью 2005-го года обе эти мозаики были завершены.
В ходе всех этих работ проходил постоянный процесс обучения мозаичистов из числа насельников обители и учеников семинарии. К настоящему времени можно уже говорить о приобретенном опыте работы с мозаикой всех работников мозаической мастерской, а также об определенном живописном почерке каждого из них. Особенности дальнейшего развития мозаической мастерской в Свято-Троицкой обители покажут будущие работы джорданвилльских мозаичистов.
Плодом осмысления ряда аспектов мозаического творчества является данная статья, в которой автор поставил своей целью кратко осветить перед читателем историю мозаической живописи, как особого вида православного искусства, в контексте русской православной культуры.

* * *

История мозаики (в древнерусском языке мозаика обозначалась термином - "мусия") на Руси начинается с каменного храмоздательства Св. Кн. Владимира Великого († 1015 г.). Первый храм - Десятинная церковь Успения Пресвятой Богородицы киевского кремля - отделывался греческими мозаичистами, приглашенными Св. Кн. Владимиром из Византии. Из Византии же для этих работ привозились смальта, мрамор и другие породы камней. Греческие мастера, работавшие в Десятинной церкви, положили начало обучению местных русских мастеров мозаическому искусству. Одновременно с подготовкой местных мозаичистов в Киеве были сооружены специальные печи для местного изготовления смальты, что позволило в дальнейшем обходиться без дорогих закупок смальты в Византии.
От разрушенной в 1240 году Десятинной церкви не сохранилось мозаик (остались только малые и разрозненные фрагменты и множество кусочков смальты) и ее внутреннее убранство мы можем представить только путем аналогии с современными ей греческими храмами конца Х-века. Но плоды трудов греков по организации мозаического искусства среди русских мастеров не только сохранились, но и стали одним из наиболее ярких и завершенных ансамблей мозаик, дошедших до наших дней.
Здесь, конечно, речь идет о мозаиках кафедрального собора Киева - Святой Софии Киевской, построенной Св. Кн. Ярославом Мудрым (†1054). Именно при Св. Кн. Ярославе начинается расцвет мозаического искусства на Руси, который в свою очередь обуславливался широким храмоздательством Св. Кн. Ярослава, с одной стороны, и уже подготовленными кадрами русских мозаичистов и мастерскими по производству смальты, с другой. Во время Св. Кн. Ярослава Мудрого греческие мастера по-прежнему выполняли самые ответственные мозаики в храмах (прежде всего в куполе и алтарной абсиде), но при этом все большую роль в мозаических работах начинают играть их русские ученики, мозаики которых (наряду с фресками и иконами) олицетворяют собой первый этап православного русского искусства, или так называемую "первую киевскую школу живописи". Кроме Святой Софии Киевской мастера времен княжения Св. Кн. Ярослава Мудрого отделывают мозаикой и другие храмы "города Ярослава": Георгиевский и Ириненский соборы, церковь Благовещения на Золотых воротах. В самой Святой Софии Киевской мозаичисты создают знаменитую алтарную мозаику Пресвятой Богородицы Оранты (с греческого - "молящейся"), которая получает наименование "Нерушимая стена". Она начинает почитаться как чудотворный образ Богоматери, защищающей стольный град новопросвещенных русичей (празднование образа совершается в Неделю Всех Святых).
Следующий этап мозаического искусства на Руси теснейшим образом связан с созданием Киево-Печерского монастыря и с деятельностью Пр. Алипия (†1114), почивающего в Ближних Пещерах Киево-Печерской Лавры. Пр. Алипий известен как первый русский иконописец (т.е. как первый известный по имени и как первый иконописец, просиявший от Бога святостью и даром чудес). Но мало кто обращает внимание на то, что Пр. Алипий был прежде всего мозаичистом. Киево-Печерский патерик повествует о том, что в 50-х годах XI века в недавно основанный Киево-Печерский монастырь прибыли мастера из Византии, которые занялись отделкой только что построенной Великой Церкви Успения Пресвятой Богородицы. Пр. Алипий в это время стал учеником этих мастеров. Подобно другим киевским храмам, в Великой Церкви мозаикой отделывались купол, паруса, алтарная абсида и верхняя часть подпружных арок, поддерживающих барабан купола. Киево-Печерский патерик впервые упоминает Пр. Алипия в момент работы над отделкой алтарной абсиды и таким образом прямо указывает на его участие в мозаических работах. Именно во время этих работ в алтаре Великой Церкви произошло знаменитое чудо, непосредственно связанное с мозаикой, и, по-видимому, не имевшее аналогов в православном мире. Киево-Печерский патерик повествует о внезапном нерукотворном явлении на алтарной абсиде большого мозаического образа Богоматери Оранты: "Когда мастера украшали мозаикой алтарь, вдруг образ Пречистой Владычицы нашей, Богородицы и Приснодевы Марии, изобразился сам, а они все были заняты укладкой мозаики внутри алтаря, Алимпий же помогал им и учился у них, -- и увидели все дивное и страшное чудо: смотрят они на образ, и вот внезапно засиял образ Владычицы нашей, Богородицы и Приснодевы Марии ярче солнца, так, что невозможно было смотреть, и все в ужасе пали ниц".1
Здесь интересно сравнить два чудотворных мозаических образа Богородицы Оранты - в Св. Софии Киевской и в Великой Церкви Киево-Печерской Лавры. Если образ Богоматери в Св. Софии явился плодом трудов мозаичистов, и тем самым олицетворял собой духовный подвиг людей, прославляющих Бога, то образ Богородицы из Великой Церкви Киево-Печерского монастыря, сделанный не человеческими руками, а созданный непосредственно Богом, являл собой образ Божественной Благодати, которую Господь дарует в ответ на этот молитвенный подвиг людей. Сам Нерукотворный образ Богородицы Оранты из Великой Церкви Киево-Печерской Лавры не сохранился до наших дней, но его иконография известна по сделанным с него в XV веке копиям в виде каменных барельефов (празднование образа совершается 3 мая).


"Спас Нерукотворный и святые князья". Мозаика Н.К. Рериха (Троицкий собор в Почаевской лавре, 1906-10 гг.)

Киево-Печерский патерик повествует, что мастера, отделывавшие Великую Церковь, привезли смальту и камни из Византии. Однако в самом Киево-Печерском монастыре они соорудили печи для изготовления смальты, что подтвердили и археологические раскопки нашего времени. Мозаичисты должны были иметь достаточное количество учеников и подмастерьев. Исходя из этого, нетрудно представить, что к концу отделки Великой Церкви мастера (которые уже не возвращались в Византию) вместе с учениками представляли из себя большую и достаточно опытную профессиональную артель мозаичистов, фрескистов и иконописцев. Именно их деятельность стала началом и олицетворением так называемой "печерской школы" или "второй киевской школы живописи", в которой Пр. Алипий со временем стал ведущим мастером. Искусствоведы считают, что эти киево-печерские мастера участвовали в отделке храмов Киева конца XI - первой половины XII веков. И самым замечательным из них и сохранившимся до наших дней стал ансамбль мозаик Михайловского Златоверхого Собора.
Михайловский Златоверхий Собор был построен великим князем Киевским Святополком Изяславичем в 1113 году. Как и в других киевских соборах, мозаичисты отделывали в нем алтарь, купол с барабаном, паруса и подпружные арки. До наших дней дошли алтарная мозаика "Евхаристия", отдельные фигуры святых и фрагменты орнаментов. Если сравнить эти мозаики с мозаиками Св. Софии Киевской, то можно увидеть, что если софийские мозаики представляют из себя ансамбль статичных фигур, выполненных даже для своего времени в достаточно архаическом стиле, то михайловские мозаики полны динамизма фигур, что достигалось подчеркнуто линейной разработкой последних и более интенсивной палитрой смальты. Ознаменовав собой расцвет национального искусства, михайловские мозаики одновременно стали и последним памятником мозаического искусства Киевской Руси. Хотя кроме храмов Киева, мозаиками был отделан храм Св. Архистратига Михаила в епископской резиденции в Переяславе (1089 г., не сохранился), в дальнейшем мозаика уже не использовалась, во многом по причинам раздробления Киевской Руси на отдельные княжества, которые не могли уже позволить себе использование дорогостоящей мозаики, которая уступила место более дешевой фреске. После же монголо-татарского нашествия в XIII веке мозаическое искусство на Руси останавливается на целых пять веков, чтобы в XVIII веке начать свой новый и довольно трудный путь к своему возрождению в веке XX-м.
В 1734 году в Киев приезжает М.В.Ломоносов (1711-1765гг), где учится и работает в Киево-Могилянской Академии. Здесь, в Киеве, он тщательно изучает сохранившиеся мозаики Софийского и Михайловского Златоверхого соборов. Возвратившись в Санкт-Петербург, М.В.Ломоносов стал работать над возрождением технологии и искусства мозаики. Он организовывает смальтоварение и одновременно подготовку учеников-мозаичистов.
В 1757 году М.В.Ломоносов создает мозаику "Портрет Петра I", в 1762-64 годах - мозаику "Полтавская баталия". Эти мозаики отличаются монументальностью и выразительностью. В этих работах, несмотря на влияние станковой живописи, М.В.Ломоносов выступает как настоящий мозаичист, воспринимающий кусочки смальты как основополагающие единицы мозаической живописи, а не просто как имитацию оттенков красок обычных картин. Для мозаик М.В.Ломоносова характерна спокойная, несколько импрессионистическая манера живописи (особенно в трактовке одежды, как, например, в "Портрете Петра I") достигающаяся игрой разных модулей и форм кусочков смальты, достаточно зримо разделяемых между собой раствором.
М.В.Ломоносов подготовил ряд учеников (М.Васильев, Е.Мельников и др.), которые, к сожалению, довольно быстро, особенно после смерти М.В.Ломоносова, отходят от понимания подлинной сущности мозаики. В своих работах (в основном это портреты царственных или сановных особ) они полностью отказываются от монументальности, и заменяют систему классической мозаики на приемы так называемой станковой мозаики, воспроизводящей живопись маслом. Таким образом, едва только возродившись, мозаика теряет значение особого вида искусства, и остается лишь как технологический способ имитации других видов искусства. Особо следует обратить внимание на то, что совершенно в согласии с духом своего "петровского" времени, М.В.Ломоносов и его ученики свое мозаическое творчество используют, прежде всего, не для создания икон и отделки храмов, а для создания "икон" новых кумиров секуляризованной петровской России.
Вторая половина XVIII века и практически весь XIX век проходят под знаком этой станковой (т.е. имитационной, стремящейся в своем техническом идеале к виртуозной инкрустации) мозаики. Не спасает это положение мозаики и ее появление в храмах имперской России, в частности в Санкт-Петербурге. К примеру, именно замена живописи станковой мозаикой в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга стала главной причиной открытия мозаического отделения при Санкт-Петербургской Академии Художеств в 1864 году. При таком отношении к мозаичному искусству мозаика изменяется только в зависимости от изменения стиля масляной живописи, которую она имитирует. Другими словами, если в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга это имитация живописи классицизма, то в другом столичном храме, Свято-Воскресенском соборе ("Спас на Крови", 1907 г.) - это имитация живописи В.Васнецова и М.Нестерова, и так далее.
В таких условиях возрождение настоящей мозаики могло состояться лишь в результате серьезного изучения, а затем и воплощения в искусстве забытых принципов византийской и древнерусской мозаик. Эта возможность стала вполне реальной при наступлении новой культуры рубежа XIX - XX веков, или эпохи Модерна (Art Nouveau). Как известно, одним из краеугольных камней художественной эстетики этого времени был ретроспективизм, то есть возвращение к незаслуженно забытому или отвергнутому искусству прошлых исторических эпох, и, как результат, - возрождение прерванных традиций искусства. В России, после практически двухсотлетнего забвения традиций национального храмоздательства, иконописи и других форм православной культуры, возрождать пришлось слишком много и в слишком короткий период (т.е. до 1917 года), чтобы мозаическое искусство смогло возродиться во всей своей полноте. Однако начало и первые плоды возрождения настоящей мозаики все же состоялись и стали частью церковной культуры своего времени.
Первым живописцем, оставившим своеобразный след в изучении и возрождении мозаики, стал М.А.Врубель (1856-1910гг). В 80-х годах XIX века М.А.Врубель, работавший под руководством А. Д. Прахова над росписями церквей Киева, дописал, предельно сохраняя византийский стиль, своей живописью трех несохранившихся мозаических архангелов XI века в куполе собора Св. Софии Киевской. Впервые не мозаика подделывалась под станковую живопись, а сама живопись осмысливалась сквозь призму мозаического мышления. Изучение и подражание древним киевским мозаикам оставили глубокий след во всем последующем творчестве М.А.Врубеля, однако постоянный и органический синтез его творчества и церковной культуры, к сожалению, не состоялся.
Более удачной и плодотворной была деятельность Н.К.Рериха (1874-1947гг.), работавшего в сотрудничестве с частной мозаической мастерской В.А.Фролова, существовавшей в 1890-1918 годах, и выполнявшей разнообразные работы по отделке православных храмов. Наиболее замечательными (и сохранившимися до наших дней) работами Н.К.Рериха стали внешние мозаики Троицкого храма Почаевской лавры ("Спас Нерукотворный и святые князья", 1906-1910 г.г.) и Покровского храма в селе Пархомовка под Киевом ("Покров Божией Матери" и "Спас Нерукотворный", 1906г.). Мозаикам Н.К.Рериха присущи монументальность, звучные декоративные сочетания красок, подчеркивающихся нарочито большими кусками смальты, а также особая структурность и ритм мозаических композиций. Особенно важным для возрождения мозаики было то, что Н.К.Рерих рассматривал мозаику как живую часть всего архитектурно-эстетического синтеза православного храма. Его мозаики всегда органично связаны с плоскостью стен храмов, составляя единый ансамбль с архитектурой последних. Творчество Н.К.Рериха ценили церковные иерархи, делавшие ему заказы, в частности митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) и архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий), видя в его работах возрождение лучших традиций домонгольского искусства Руси. Однако дальнейшее серьезное развитие творчества Н.К.Рериха как православного мозаичиста не произошло, главным образом по причине мировоззрения самого Н.К.Рериха, не принимавшего в сущности уникальности Православия и смешивавшего традиции Христианства с совершенно чуждыми ему традициями других нехристианских религий.
В целом в эпоху Модерна было положено начало возрождения искусства православной мозаики, но его дальнейшее развитие полностью остановилось в 1917 году. После прихода к власти большевицкого режима никакой речи о монументальном православном искусстве уже быть не могло. Поэтому, рассматривая мозаическое искусство советского периода, мы можем остановиться, пожалуй, только на творчестве П.Д.Корина (1892-1967гг), который, прежде всего, был православным христианином, в своем творчестве (и в частности - в мозаиках) продолжавшем традиции национального искусства.
Речь идет, конечно, о знаменитых монументальных мозаиках на сводах станции московского метрополитена "Комсомольськая-кольцевая": "Александр Невский" и "Дмитрий Донской" (1951г). Характерный для П.Д.Корина монументализм, соединенный с наиболее соответствующей ему мозаической живописью, позволил художнику вписать свою особую страницу в историю мозаического искусства. В этих работах видение мозаики П.Д.Кориным, по отношению к классической мозаике, во многом подобно мозаическому видению М.В.Ломоносова. Также как и М.В.Ломоносов, П.Д. Корин создавал симфонию отдельно взятых кусочков смальты и силовых линий мозаики, однако, в целом его мозаики явились отображением (хотя все-таки не имитацией) обычной для П.Д. Корина станковой живописи.
Возрождение православной культуры России, начавшееся в конце 80-х годов XX столетия, ознаменовалось также и возрождением традиций мозаического искусства, продолжающегося и в наши дни. Среди мозаичистов нашего времени следует, прежде всего, отметить творчество А.Д. Карнаухова, создавшего множество как отдельных мозаик ("Богородица с ангелами" на фасаде Сионского собора в Тбилиси, Грузия; и др.), так и отделавшего мозаикой целые храмы (Спасо-Преображенский храм, Москва, Россия; и др.). Для А.Д. Карнаухова характерна апелляция к ранним византийским мозаикам, которая в соединении с определенным модернизмом, представляет собой чистую мозаику в собственном смысле, в которой нет места никаким влияниям и имитациям станковой живописи. Из числа других мозаичистов можно назвать Ю.Ярина, для которого характерны изысканность форм и ориентация на византийское искусство эпохи его расцвета, а также диакона Димитрия (Котова) в своих работах возрождающего традиции собственно древнерусской мозаики (иконостас церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Дальних Пещерах Киево-Печерской Лавры, Украина; и др.).
В целом, к настоящему времени в России, Украине и Беларуси существует уже множество православных мозаичистов, работающих над отделкой храмов. Однако, в наше время нельзя еще говорить о возрождении настоящего понимания и воплощения мозаики во всецерковном масштабе, свидетельством чего является возрождение (наряду с возрождением классической мозаики) и мозаики станковой, которая теперь занимается имитацией не только любых видов "церковной" живописи, но и имитацией канонической иконописи (к примеру, московской иконописи XV - XVI веков), что иначе как недоразумением назвать нельзя. К этому можно добавить также и то, что на фоне множества православной литературы, посвященной иконописи, нет серьезных работ, целиком посвященных православной мозаике, ее истории, ее технологии, и, что самое главное, ее живописным возможностям и богословскому осмыслению последних. Одним словом, если говорить о возрождении мозаики, то можно говорить только о начале этого возрождения.


Автор статьи за работой в мозаической мастерской

Какие же задачи стоят перед православным мозаическим искусством сегодня, и каким оно видится в будущем?
Прежде всего - это изучение и усвоение классической мозаики (это мозаики Византии, домонгольской Руси, Грузии и т.п.), без чего невозможно говорить о возрождении прерванной традиции. На этом этапе, конечно, неизбежны прямое подражание и стилизация, которые во многом собственно и отражают современное положение мозаического искусства. Но самым важным и интересным, после восстановления традиции, должен стать следующий шаг, а именно - дальнейшее развитие живописных форм мозаики, равно чуждое как сухой стилизации, так и поверхностному модернизму. Как и в Средневековье, мозаика, являясь органической частью православного храмоздательства, должна использовать максимальную площадь внутреннего (и внешнего) пространства храма, что позволит мозаике воплотить те широкие возможности, которые заложены в ней, и которые еще далеко не воплощены в православном искусстве. В древности расцвет мозаики являлся отображением целостной культуры православной цивилизации, и в будущем мозаика должна стать живой составляющей того синтеза всех сторон бытия христианского общества, которое видится в грядущем, подлинном восстановлении Святой Руси.

2006, Киев, Украина


СНОСКИ

(1)"Киево-Печерский патерик", стр. 589. ("Памятники литературы Древней Руси: ХII век", сост. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев. Москва, 1980).

БИБЛИОГРАФИЯ

"Искусство Киевской Руси". Изд. "Мыстэцтво", Киев, 1989.
"Памятники литературы Древней Руси: ХII век", сост. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачев. Москва, 1980.
"Большая советская энциклопедия" (БСЭ). Изд. "Советская энциклопедия", Москва, 1978.
"Михаил Врубель", М.Ю. Герман. Изд. "Аврора", Ленинград, 1989.
"Работа Н.К. Рериха с архитекторами А.В. Щусевым и В.А. Покровским", Л.В. Короткина (в сборнике "Музей 10. Художественные собрания СССР. Сборник статей", изд. "Советский художник", 1989).
"Московский метрополитен". Изд. "Интеррос", Москва, 2005.
"История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI-XX века", Л.Евсеева, Н.Комашко, М.Красилин и др.Изд. "АРТ-БМБ", Москва, 2002.

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.